Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Новости - Преступление и наказание в чем истинная

Преступление и наказание в чем истинная


преступление и наказание в чем истинная

Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.

История создания[править | править код]

Путь от замысла до воплощения[править | править код]

Замысел произведения о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда, начал созревать у Достоевского ещё на каторге. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом-исповедью, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения».


Вадим Кожинов, писавший, что жару в произведении не следует рассматривать в качестве одной лишь «метеорологической приметы»: «Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления»[149].

Накануне преступления Раскольников, обратив внимание городового на подозрительного гражданина, произносит: «Вон он отошёл маленько, стоит, будто папироску свёртывает». Подробность, касающаяся папироски, была актуальной для середины 1865 года: летом вышло в свет постановление, разрешающее курение на улицах российской столицы. Как отмечали исследовали, Достоевский специально включил эту деталь в текст романа, чтобы «придать изображению характер текущего дня»[150].

Лужин, рассуждая о росте преступности в «высших классах», упоминает о том, что «в Москве ловят целую компанию подделывателей билетов последнего займа с лотереей — и в главных участниках один лектор всемирной истории».

Преступление и наказание в чем истинная красота человека

Фамилию Свидригайлов, как считают исследователи, Достоевский мог увидеть на страницах журнала «Искра» (1861, № 26) — в заметке, рассказывающей о некоем «бесчинствующем» Свидригайлове, жителе маленького городка, которого автор публикации характеризовал как «человека тёмного происхождения, с грязным прошедшим»[114]. По другой версии, Фёдор Михайлович, изучая историю своего рода (его дочь Любовь Фёдоровна в книге мемуаров писала о литовских корнях отца[115]), вероятно, обратил внимание на фамилию князя Швитригайло, одна из частей которой (geil — «сладострастный») вполне соотносилась с личностью Аркадия Ивановича[116].

В произведениях Достоевского есть два персонажа по фамилии Лебезятников: один из них, надворный советник Семён Евсеевич, появляется в рассказе «Бобок» и проявляет себя как человек, стремящийся «услужить старшим по чину».

Преступление и наказание в чем истинная красота человека эссе

Позже писатель узнал, что для сотрудников «Русского вестника» неожиданное предложение со стороны Достоевского стало настоящим спасением, — в одном из писем Фёдор Михайлович рассказывал, что «у них из беллетристики на этот год ничего не было, Тургенев не пишет ничего, а с Львом Толстым они поссорились. Я явился на выручку. Но они страшно со мной осторожничали и политиковали»[16].

Сотрудничество оказалось взаимовыгодным: Катков, в течение года выплачивавший гонорары, помог Достоевскому избежать долговой ямы; тираж «Русского вестника» благодаря «Преступлению и наказанию» заметно увеличился. Читательский интерес к роману был связан не только с криминальным сюжетом и лихо закрученной интригой, но и с необычайным совпадением реальных событий и романной истории.

Преступление и наказание в чем истинная трагедия раскольникова

Их родственники оставляли в руках Сони вещи для них и деньги. Жены их и любовницы ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов — все снимали шапки, все кланялись: “Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” — говорили эти грубые каторжники этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась, и все они любили, когда она им улыбалась.
Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться» (6, 419).

Достоевский в конце романа показывает, как люди приходят к своему окончательному преображению благодаря тому, что они нашли друг друга, помогли друг другу, восполнили друг друга.

Вниманиеattention
Признание героя[править | править код]

В разговоре с Соней Мармеладовой Раскольников объясняет причины совершённого им преступления отнюдь не радением о судьбе близких или даже всего человечества — в основе его деяния лежат иные мотивы: «Я просто убил, для себя убил; для себя одного… Мне другое надо было узнать… Смогу ли переступить или не смогу!… Тварь ли я дрожащая, или право имею»[154]. Более подробно идея Родиона Романовича раскрывается в его беседах со следователем. Зимой, за полгода до убийства, герой написал статью «О преступлении», в которой обосновал деление человечества на два разряда.


Низший разряд — это обыкновенные люди, существующие в рамках заповеди «Не убий».

Инфоinfo
ISBN 978-5-699-21498-3.

  • Туниманов В. А. Достоевский и Салтыков-Щедрин // Достоевский. Материалы и исследования / Редактор Г. М. Фридлендер. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. — Т. 3. — С. 92—113.
  • Фридлендер Г.

Важноimportant
М. Достоевский и Гоголь // Достоевский. Материалы и исследования / Редактор Г. М. Фридлендер. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1987. — Т. 7. — С. 3—21.
  • Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. — М.: Художественная литература, 1979.
  • Фридлендер Г.

  • М. Реализм Достоевского. — М., Л.: Наука, 1964.

    Дополнительная литература[править | править код]

    • Львова И. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в американской критике (1940—1960). — Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2002.

    Ему необходимо давать возможность взять из текста ровно столько, сколько он может и готов.

    Роман включен в школьную программу. Как преподавать его детям?

    С любовью к автору и с любовью к ученикам. Это самое главное условие.

    [1] Достоевский Ф.М.
    Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., Наука, 1972–1990. Здесь и далее том и страница указываются в тексте в скобках после цитаты.

    [2] Согласно евангелистам Христос был распят на кресте в 6-м часу, а умер в 9-м

    [3] Согласно Евангелию от Иоанну, Лазарь из Вифании был воскрешен Иисусом Христом через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-45)

    Данный текст доступен в формате электронной книги.

    • ↑ Белов, 1979, с. 54—55.
    • ↑ Белов, 1979, с. 78.
    • ↑ Белов, 1979, с. 58.
    • ↑ Белов, 1979, с. 59—60.
    • ↑ Кирпотин, 1986, с. 378—379.
    • ↑ Белов, 1979, с. 32—33.
    • ↑ Громова Н. А. Достоевский. Документы, дневники, письма, мемуары, отзывы литературных критиков и философов. — М.: Аграф, 2000. — С. 104—105. — ISBN 5-7784-0132-9.
    • ↑ Белов, 1979, с. 31—32.
    • ↑ Фридлендер2, 1964, с. 146—147.
    • ↑ Белов, 1979, с. 124.
    • Реизов, 1978, с. 175.
    • ↑ Реизов, 1978, с. 178.
    • ↑ Реизов, 1978, с. 179.
    • ↑ Фридлендер, 1979, с. 317.
    • ↑ Белобратов А. В. Процесс «Процесса»: Франц Кафка и его роман-фрагмент (послесловие) // Франц Кафка. Процесс. — М.: Азбука-классика, 2006. — С. 279—316. Архивировано 16 сентября 2016 года.
      Архивная копия от 16 сентября 2016 на Wayback Machine
    • ↑ Белобратов А. В. Процесс «Процесса»: Франц Кафка и его роман-фрагмент (послесловие) // Франц Кафка. Процесс. — М.: Азбука-классика, 2006. — С. 279—316. Архивировано 16 сентября 2016 года.
      Архивная копия от 16 сентября 2016 на Wayback Machine
    • ↑ Зинцов Олег.

    Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

    Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

    • люди гениальные, особенные, великие
    • люди обычные, то есть “материал” для великих

    Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является “тварью дрожащей”. Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению? Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

    • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире.

    Беседы с Порфирием Петровичем о сущности преступления настолько изматывают героя, что он решается на явку с повинной[20].

    В эпилоге романа действие переносится в сибирский острог, в котором находится Раскольников, приговорённый судом к восьми годам каторжных работ второго разряда. Вслед за ним в Сибирь переезжает и Соня Мармеладова, пытающаяся своей жертвенной любовью и самоотверженностью поддержать героя. Постепенное перерождение Родиона Романовича связано с отказом от «наполеоновской идеи» и верой в то, что он сумеет любовью и преданностью искупить все Сонины страдания[21].

    Во многом она [Соня], подаренное ею Евангелие заражают студента-преступника непреодолимой жаждой жизни.

    Раскольникова мысль о том, что убийством процентщицы можно было бы решить проблемы многих людей[33].

    При посещении Алёны Ивановны Раскольников испытывает «чувство бесконечного отвращения»[34], тем более что и внешне процентщица не вызывает симпатий: «Это была крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом»[35]. Доктор Александр Егорович Ризенкампф, общавшийся с Достоевским в первой половине 1840-х годов, вспоминал, что когда Фёдор Михайлович, испытывая острую нужду в деньгах, обратился за помощью к одному отставному унтер-офицеру, тот оформил сделку с грабительскими процентами:

    Понятно, что при этой сделке Фёдор Михайлович должен был чувствовать глубокое отвращение к ростовщику.

    Кроме того, Стелловский взял с Фёдора Михайловича обещание, что тот напишет для него новый роман (получивший впоследствии название «Игрок») не позднее ноября 1866 года[3].

    Договор, заключённый со Стелловским, дал возможность писателю расплатиться с первоочередными долгами и выехать за границу. Там финансовые проблемы Достоевского обострились, потому что, находясь в Висбадене, он за пять дней проиграл в казино все деньги и часть личных вещей, включая карманные часы. В письме, адресованном Аполлинарии Сусловой (август 1865 года), Фёдор Михайлович сообщил, что в гостинице ему было отказано в обедах и других услугах: «Платье и сапоги не чистят, на мой зов не идут»[4].

    Там, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», писатель приступил к работе над «Преступлением и наказанием».

    Любой студент, будучи спрошенным, опознает икону Богоматери с Младенцем-Христом в последней фразе письма матери Раскольникова в самом начале романа: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость Творца и Искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» (6, 34). И именно это задание им ощущается, определяя первый способ его бытия — и это же задание радикально трансформируется при включении меры и счета.

    Остается чувство ответственности и причастности — меняются только средства, которыми можно изменить ситуацию. Вместо самопожертвования и самоотдачи возникает идея жертвования другими — для пользы всех — собственно, теория Раскольникова.
    Отдельные сюжетные линии «Постороннего» опять-таки восходят к «Преступлению и наказанию»[231].

    На «Преступление и наказание» обратили внимание и итальянские криминалисты, в том числе Энрико Ферри и Рафаэле Гарофало. Ферри писал, что глубокое понимание Достоевским психологии человека, воплощённое в романе, позволило Фёдору Михайловичу «предвосхитить многие выводы науки о преступлениях»[232]. Литературный критик Томазо Карлетти, посетивший Россию в конце XIX века и выпустивший книгу «Современная Россия» (1895), отметил, что «Преступление и наказание» сравнимо с профессиональной статьёй криминолога о человеческой природе[233]. Проблема, заявленная в романе Достоевского, заинтересовала итальянского писателя Габриеле Д’Аннунцио, который в своей «Невинной жертве» (1892) создал образ героя, идущего на убийство ради «утверждения права сильного»[234].



    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *